?

Log in

No account? Create an account

вопросы экологии и строительства мусоросжигательных заводов

утилизация отходов - одна из главных проблем человечества


Previous Entry Share Next Entry
ответ директора НИиПИ Сергея Ткаченко по поводу строительства МСЗ
netmsz

ну вот, ответили, собственно теперь у меня еще больше вопросов, хотя уже настолько привыкаешь к таким ответам, что более вдумчивые ответы вызывают удивление….

Интервью целиком “Как изменится Москва”? http://gzt.ru/conference/kak-izmenitsya-moskva/?page=2

Ксения, 03.08.2009, 17:40

Здравствуйте, интересует ситуация по поводу строительства мусоросжигательных заводов в г.Москве. Несмотря на протесты жителей и ощутимый вред людям и экологии, который могут нанести мусоросжигательный заводы, власти не отказываются от этой идеи. В ген.плане г.Москвы строительство 6 новых объектов по термической обработке отходов предусмотрено, а также планы по сокращению санитарно-защитной зоны для производственных объектов. Почему не рассматриваются более передовые технологии, а также более оптимальные места размещения данных предприятий? Почему данные заводы хотят размещать рядом с жилыми домами, где до ближайших жилых домов, детских садов, школ и больниц 200-300 метров? Прокомментируйте, пожалуйста.

Ответ:

Да, у нас зарезервированы места для 10 заводов, но они должны быть не мусоросжигательные, а мусороперерабатывающие. Из этих 10 заводов пять первоочередных: три новых (в Теплом Стане, Руднево, Трикотажной), и два должны быть реорганизованы, должна быть внедрена новая технология. Это вызывает раздражение, и справедливое раздражение - наверное, мы не смогли людям объяснить, что это такое. Я вам расскажу. В каждом округе, кроме ЦАО, должен быть свой мусороперерабатывающий завод. Почему в каждом? Потому что тогда не так велика его мощность. Жители справедливо борются против существующей системы мусоросжигательных заводов. Сейчас все это сжигается кучей без разделения на фракции, по старой технологии. И минимальная санитарно-защитная зона у этих старых заводов – полкилометра, я уж не буду сейчас обсуждать, какая она должна быть на самом деле, не знаю. Если завод меньшей мощности, и плюс у него совершенно новая технология, санитарно-защитные зоны реально снижаются максимум до 200 метров. Правительство Москвы объявляет международный конкурс на строительство этих заводов (прежде всего, на поставку технологии), и кто бы его ни выиграл, это все будет реализовано по новейшим технологиям. С этим вопросом еще связана необходимость раздельного сбора мусора. Мы, москвичи, к этому еще не привыкли, нас очень трудно заставить, но мы привыкнем… Но сейчас выходит постановление правительства Москвы о приостановлении действия того постановления правительства, которое предписывало размещать первоочередные заводы в Руднево, в Теплом Стане и в Трикотажной. Может быть, это благодаря кризису, может быть, благодаря еще чему-то. Но я думаю, что пока, не будет, во-первых, средств, а во-вторых, не будет новых технологий, строиться эти заводы точно не будут. Я говорил с жителями как раз на эту тему на публичных слушаниях, они за то, чтобы вынести их в Московскую область на какие-то полигоны. Но у кого-то, между прочим, дача в Московской области, у кого-то дети там живут, и жители Московской области тоже люди, наши соседи. Если строить заводы старой технологии - это будет такой же вред, где бы мы их не строили. Сильный ветер или еще что-то такое… Может быть, если на Шпицбергене построим, тогда вреда не будет для нас. Но если будем строить в 50-километровой зоне Московской области, мы навредим себе. Мы требовать должны все строительства мусороперерабатывающих заводов по новым, по современным технологиям. Это и заложено в генеральном плане, и это ответ на очень многие справедливые вопросы и возражения жителей.

Итак, рассмотрим по каждому пункту:

С.Т.: “Да, у нас зарезервированы места для 10 заводов, но они должны быть не мусоросжигательные, а мусороперерабатывающие. Из этих 10 заводов пять первоочередных: три новых (в Теплом Стане, Руднево, Трикотажной), и два должны быть реорганизованы, должна быть внедрена новая технология”

Завод в Руднево давно как действующий. Собственно как и действующий на Алтуфьевском шоссе и МСЗ №3 на ул.Подольских курсантов. Всего вместе с 3 действующими заводами нам по постановлению №313 обещано 6 новым МСЗ, включая Зеленоград, т.е. 9 заводов. Откуда взялись 10 заводов? Еще в каком то районе хотите завод построить или все-таки ошибочка вышла?

Я выражаю свой респект, за то как чиновники научились хорошо оперировать терминами. А жителям советую не вестись на термин мусороперерабатывающий. Мусоропереработка – это тоже мусоросжигание, только термическая мусоропереработка, собственно что нам и обещано постановлением и городской целевой программой.

Новая технология? что за зверь такой? до последнего момента чиновники кричали в один голос, что на действующих заводах используются самые современные технологии, что подтверждалось “экспертизами”, однако из труб почему то идет разноцветный дым, а жители в окрестных районах страдают. Собственно технология там одна, а те, которые более менее доработаны , например, как предложения Пурима, правительство даже рассматривать не стало, но если вы нам обещаете, что фильтры будут неотработанные из европы, а также меняться как положено, могу ошибаться,  но это должно делаться ежегодно, то это внушает оптимизм. Правда цена у них больше 7 млн. долларов за штуку, хватит ли денег у правительства Москвы делать это:))?

С.Т.: “Это вызывает раздражение, и справедливое раздражение - наверное, мы не смогли людям объяснить, что это такое. Я вам расскажу. В каждом округе, кроме ЦАО, должен быть свой мусороперерабатывающий завод. Почему в каждом? Потому что тогда не так велика его мощность. Жители справедливо борются против существующей системы мусоросжигательных заводов. Сейчас все это сжигается кучей без разделения на фракции, по старой технологии”

Вы хотели сказать завод по термической переработке отходов в каждом округе, т.е. МСЗ кроме ЦАО? Т.е. все-таки вы признаете, что сейчас действующих МСЗ в Москве технология очистки не соответствует должному уровню? хм.. 600 тыс. тонн как планируется в Руднево или 360 Трикотажная,  Теплый стан, 450 тыс.тонн в год промзона Чагино, 600 тыс.тонн суммарно на 2 завода в САО+СВАО -  это вы называете маленькой мощностью?

А как же нынешняя сортировочная линия? т.е. вы признаете, что она абсолютно неэффективна, а кое-где ее вообще нет?

А почему бы не разместить тогда еще один “безвредный” завод, как раз и ЦАО не обделим, поближе к Кремлю и как раз будет 10й завод?:))

С.Т.: “И минимальная санитарно-защитная зона у этих старых заводов – полкилометра, я уж не буду сейчас обсуждать, какая она должна быть на самом деле, не знаю. Если завод меньшей мощности, и плюс у него совершенно новая технология, санитарно-защитные зоны реально снижаются максимум до 200 метров”

Небольшой экскурс в законодательную систему РФ для наших чиновников, которые берутся отвечать на вопросы по МСЗ:

(СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 ) Санитарно-защитная зона составляет 1 км для предприятий 1 класса опасности с мощностью свыше 40 тыс. тонн в год, куда и относятся мусоросжигательные заводы, а никак не 500 м. Меньшей мощности? это вы о 600 тыс. тонн в год и кто это собственно решил так и одним своим решением взять и поменять действующий норматив по санитарно-защитной зоне?

Хотя вы уже сделали очень ловкие изменения в СанПин, которые еще более дают вам возможность двигать СЗЗ как вам удобно:

http://www.rospotrebnadzor.ru/documents/postanov/1483/:

С момента введения в действие новой редакции СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» считать утратившим силу редакцию СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенную в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 № 38, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 апреля 2003 г., регистрационный № 4459:  http://www.mhts.ru/BIBLIO/SNIPS/Sanpiny/2.2.1_2.1.1.1200-03/2.2.1_2.1.1.1200-03.htm (утратил силу)

Новая редакция СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-3 разработана в связи с необходимостью введения в документ новой процедуры установления размеров и границ санитарно-защитных зон в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009. С этой целью разработан алгоритм установления (сокращения, увеличения) размеров санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств.

Для предприятий 1 и 2 классов опасности санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) устанавливается при обязательном наличии доказательной базы Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, которое регистрируется в Минюсте Российской Федерации. Для предприятий 3-4-5 классов опасности СЗЗ устанавливается Решением Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения.”

Из нового СанПин от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-3 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», зарегистрированных в Минюсте России 25 января 2008 года:

2.2.Санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов

разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

2.3. Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

2.4. Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.

2.10. Размер расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.

2.12. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух на территории санитарно-защитной зоны и на ее границе осуществляются службами промышленных объектов и производств, а также органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Но даже и в этой редакции:

3.7. Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

· промышленные объекты и производства первого класса – 1000 м;

· промышленные объекты и производства второго класса – 500 м;

· промышленные объекты и производства третьего класса – 300 м;

· промышленные объекты и производства четвертого класса – 100 м;

· промышленные объекты и производства пятого класса – 50 м;

3.13. Размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I,II и III классов опасности, а также имеющих в составе выбросов вещества первого и второго класса опасности, канцерогены.

Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов) санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.”

3.17.Изменение размера (увеличение, уменьшение) санитарно-защитных зон действующих, реконструируемых и проектируемых промышленных объектов и производств, должно сопровождаться разработкой проекта, обосновывающего необходимые изменения.

По проекту расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности выдается заключение заместителя Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем

4.5. Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при:

- объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V класса опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати исследований на каждый ингредиент в отдельной точке, за исключением зимнего периода) и измерений;

- подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;

- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании

промышленных объектов и производств, и связанным с этим изменением класса

опасности;

- внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания;

7.1 12.Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг.

КЛАСС I - санитарно-защитная зона 1000 м.

1. Мусоросжигательные и мусороперерабатывающие объекты мощностью свыше 40 тыс. т/год.”

 

Не поэтому ли вы называете заводы мусоросжигательные заводы мусороперерабатывающими и рассказываете нам про новейшие технологии и спокойно считаете, что можете разместить МСЗ в 200 м. от жилых домов? Что на границе зоны у вас будут все нормативы в норме, в этом можно даже не сомневаться

С.Т.: Правительство Москвы объявляет международный конкурс на строительство этих заводов (прежде всего, на поставку технологии), и кто бы его ни выиграл, это все будет реализовано по новейшим технологиям. С этим вопросом еще связана необходимость раздельного сбора мусора. Мы, москвичи, к этому еще не привыкли, нас очень трудно заставить, но мы привыкнем…

А расплачиваться то вы за эти кредиты с ними как будете? Будем жечь их брекетированный мусор или как? К слову в Европе сжигается то, что нельзя превратить во вторсырье, у нас же вы собираетесь жечь больше 60% всех отходов.

Да мы москвичи всеми конечностями за раздельный сбор мусора, посмотрите хотя бы опросы и это количество людей готовы делать БЕСПЛАТНО. Если уж вы о раздельном сборе мусора заговорили, то где же соответствующий проект? он, насколько известно, пока что лежит, если он вообще принят к рассмотрению, мертвым грузом также как и “о залоговой стоимости упаковки”. Если уж мы говорим о мусороперерабатывающих заводах, а не о термической переработке, то где налог с предприятий на утилизацию их же собственной продукции? где законопроект о рекламной деятельности для уменьшения количества рекламной продукции? где программа по работе с населением? где борьба с тем количеством ненужного пластика и полиэтилена, которые выдают в магазинах? где меры по рекультивации мусорных полигонов в Подмосковье? где программа, учитывающая проблему утилизации отходов комплексно?

С.Т.: “Но сейчас выходит постановление правительства Москвы о приостановлении действия того постановления правительства, которое предписывало размещать первоочередные заводы в Руднево, в Теплом Стане и в Трикотажной. Может быть, это благодаря кризису, может быть, благодаря еще чему-то. Но я думаю, что пока, не будет, во-первых, средств, а во-вторых, не будет новых технологий, строиться эти заводы точно не будут. ”

А это вообще о чем? Вы собираетесь остановить действующий завод в Руднево? О каком постановлении речь? о 313? так там их никак не 3 завода то.. И опять некие мифические “новые технологии” И это вы нас так успокаиваете, чтобы все бдительность теряли в районах с наибольшей активностями жителей, что строить не будут?

С.Т.:”Я говорил с жителями как раз на эту тему на публичных слушаниях, они за то, чтобы вынести их в Московскую область на какие-то полигоны. Но у кого-то, между прочим, дача в Московской области, у кого-то дети там живут, и жители Московской области тоже люди, наши соседи. Если строить заводы старой технологии - это будет такой же вред, где бы мы их не строили. Сильный ветер или еще что-то такое… Может быть, если на Шпицбергене построим, тогда вреда не будет для нас. “

На какие то полигоны? Да они не какие то, вы нас убеждаете, что все Подмосковье в мусорных свалках и они не справляются с объемом мусора, так может их рекультивацией и усовершенствованием и займетесь? И кто ж вам не дает строить там заводы по вашим “новым и абсолютно безвредным технологиям то”?))))))))) т.е. поднасрать всем москвичам в многомиллионные районы вы готовы, а построить на полигонах, где есть нормальная зона отчуждения от людей в 5-10 км вы не можете? вам важнее некий дачный домик, где люди и не живут постоянно, причем расположенный  в пределах допустимой санитарной зоны, нежели тысячи и тысячи людей, которым вы впихиваете МСЗ чуть ли не между жилыми домами? Я думаю, большинство согласятся на Шпицбергене, это вы хорошо сказали, “отличное” альтернативное предложение

С.Т.: “Но если будем строить в 50-километровой зоне Московской области, мы навредим себе.”

И чем же позвольте спросить?

С.Т.: “Мы требовать должны все строительства мусороперерабатывающих заводов по новым, по современным технологиям. Это и заложено в генеральном плане, и это ответ на очень многие справедливые вопросы и возражения жителей.”

Ну по вашей логике тогда мы должны требовать и закрытие уже действующих заводов, т.к. они работают “по старым” технологиям видимо… И еще мы хотим и будем требовать свое право, закрепленное Конституцией, на благополучную окружающую среду, которую вы у нас пытаетесь отнять таким вот варварским методом в виде мусоросжигательных заводов

действующие и будущие МСЗ с указанными мощностями